Какой купить автомобиль?

Автомат или механика? Какую КПП выбрать?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Kak-Kupit-Auto.ru. Сегодня мы с Вами попробуем разобраться что лучше, автомат или механика, выясним, какие КПП бывают, чем они отличаются и какую коробку передач лучше выбрать. Напомню, дорогие друзья, что тип трансмиссии - это один из основных параметров автомобиля, выбор которых очень важен при выборе марки и модели авто.

Автомат или механика

Какие КПП бывают?

Прежде всего, давайте разберемся в сокращениях, которыми обозначают типы трансмиссии автомобиля. В описаниях комплектаций и в объявлениях о продаже авто, рядом с цифрами объема двигателя мы можем видеть такие буквы: АТ, МТ, АМТ, CVT.

Типы трансмиссии: AT, MT, AMT, CVT

Что же означают эти буквы?

  • MT - Механическая трансмиссия. Это ручная КПП - самая надежная из всех видов трансмиссий
  • АТ - Автоматическая трансмиссия. Здесь имеется ввиду именно гидромеханический автомат, а НЕ робот и НЕ вариатор
  • AMT - робот. Это старые роботизированные трансмиссии, а также современные роботы с двойным сцеплением
  • CVT - вариатор. Это бесступенчатая разновидность автоматической трансмиссии, подробнее о которой мы поговорим ниже

Далее мы подробно рассмотрим каждый вид трансмиссии, но сначала давайте выясним: для чего нужна коробка переключения передач? Все очень просто: без возможности переключения передач, автомобиль, по сути, будет ездить на одной лишь первой передаче. Он сможет тронуться с места и разогнаться до той скорости, которой позволит достичь максимальная частота вращения коленвала. И все! Чтобы продолжить дальнейший набор скорости, необходимо будет переключить передачу. Таким образом, можно сделать вывод, что КПП нужна именно для того, чтобы автомобиль мог не только трогаться с места, но и разгоняться до высоких скоростей, чтобы он мог, когда надо, ехать медленно, а когда надо – быстро.

Итак, какие же бывают виды КПП? В первую очередь, все виды трансмиссий можно разделить на механическую и автоматическую. Давайте разберемся, в чем состоит разница между автоматами и механической КПП.

  • Механическая КПП – это вариант трансмиссии, в котором выбор и переключение передачи выполняетcя водителем. Механическая трансмиссия является классикой, но ее век не закончится, пока автоматы не избавятся от своих недостатков. Изначально все автомобили оснащались именно механической трансмиссией , автоматическая коробка была изобретена значительно позже. За свою более чем вековую историю, механическая КПП была доведена до совершенства, и сейчас она представляет собой отточенный, выверенный и надежный механизм.

    Механическая трансмиссия

  • Автоматическая КПП – в отличие от механики, выбор и переключение передач выполняет самостоятельно, без участия водителя, и это значительно упрощает процесс управления. Автоматическая КПП позволяет водителю позабыть о переключении передач – это хорошо, но обратной стороной является сложность конструкции и, как следствие, более низкая надежность всех автоматов, по сравнению с механической КПП.

    Автоматическая трансмиссия

    Автоматическая коробка передач появилась позже механики, но когда ее изобрели – это была революция. Автоматическая трансмиссия сделала автомобиль еще более популярным, ведь управление автомобилем стало намного проще.

Механическая КПП

Принцип действия механической КПП очень прост. Водитель, с помощью рычага, приводит в зацепление нужные шестерни в КПП, в результате чего, включается нужная передача. Во время переключения передач, для отсоединения КПП от двигателя, используется механизм сцепления. Если хотите понять, как работает механическая коробка передач, то это видео поможет Вам разобраться:

Машины с механической КПП выпускаются уже больше века, и за долгие десятилетия этот агрегат был доведен, практически, до совершенства. Современная механическая КПП целиком состоит из плюсов. Она представляет собой образец надежности, экономичности, дешевизны, легкости и так далее, а единственным ее недостатком является необходимость переключать передачи вручную.

Механическая коробка передач

Еще одним важным плюсом механической КПП, о котором часто забывают, является ее абсолютная неприхотливость. Механическую КПП, в отличие от автомата, буквально, не нужно обслуживать. Масло в механику надо залить один раз, хорошее, и все! Больше менять его не надо. Дальше надо проверять уровень и состояние масла – это 1-2 раза в год. При хорошем масле, износ механики минимален. Температуры в механической КПП низкие, масло не горит, а потому служить оно может годами. В нормальных условиях эксплуатации, механическая КПП ходит на одном масле сотни тысяч километров. Автоматы же – наоборот, очень чувствительны к своевременной замене масла, и каждое обслуживание этого тонкого механизма обходится недешево.

Еще одним, неявным преимуществом механической КПП является возможность легко запустить двигатель «с толкача», если у Вас, не дай бог, сядет аккумулятор или выйдет из строя стартер. На машине с механической трансмиссией, достаточно будет слегка толкнуть автомобиль на «нейтралке», а затем включить третью передачу и машина заведется. На автомате же такой фокус не пройдет – придется искать у кого «прикурить», либо везти машину в сервис, но только на эвакуаторе.

Буксировка автомобиля тросом

Кстати, о буксировке: автомат, ни в коем случае, нельзя таскать на тросе – каждый километр будет снижать ресурс КПП. Механику, наоборот, можно поставить на нейтраль и, зацепив за другой автомобиль, аккуратно отбуксировать к месту ремонта – главное, не забывайте, что при заглушенном двигателе у автомобиля почти не работают тормоза.

Основное, на что следует обратить внимание, выбирая автомобиль с механической КПП – это количество передач (ступеней). Современные механические КПП имеют от 4 до 7 ступеней, но идеальный вариант для механики – это 5 или 6 ступеней (передач), объясню почему.

Механика шестиступка

Четырехступенчатая механика безнадежно устарела и на современные автомобили больше не устанавливается, поэтому встретить ее Вы сможете только при покупке сильно подержанного авто. «Четырехступка» обладает таким недостатком, что на высокой скорости (свыше 120 км/ч) ей явно не хватает пятой передачи, то есть, для движения на большой скорости, на высшей четвертой передаче, водителю приходится поддерживать высокие обороты двигателя, что плохо влияет на ресурс мотора и на расход топлива. Однако, четырехступенчатая механическая КПП вполне подойдет Вам, если Вы очень спокойный водитель и длительных скоростных поездок не планируете.

Семи-ступенчатая механика – это другая крайность. Она позволяет быстро разгонять автомобиль, а достигнув максимальной скорости, продолжать движение на умеренных оборотах двигателя, но переключать передачи на «семиступке» приходится чаще, а это уже не каждому по душе.

Можно сказать, что «семиступка» – это самая механическая из всех механических КПП – работать рычагом, на такой коробке, приходится больше всего. И вообще, чем больше передач в механической коробке, тем быстрее автомобиль может разгоняться, но тем чаще приходится переключать передачи.

Семискоростная механическая КПП

Итак, давайте подведем итоги. В каком случае, Вам стоит покупать машину с семиступенчатой механической КПП?

Семиступенчатая механика подойдет Вам, если:

  • Вас НЕ затрудняет переключать передачи вручную
  • Для Вас важна надежность механической КПП
  • Вам нравится высокая динамика и полный контроль над автомобилем

Теперь, перечислим еще раз, чем же хороша механическая трансмиссия?

Преимущества механической КПП:

  • Самая высокая надежность среди всех КПП
  • Неприхотливость (не нуждается в обслуживании)
  • Выносливость (легко выдерживает большие нагрузки)
  • Экономичность (низкий расход топлива)
  • Спортивный характер (динамика и полный контроль над автомобилем)

Недостаток у механики всего один, и заключается он в том, что механика – не автомат. На механике, действительно надо переключать передачи, но считать ли это минусом – каждый решает для себя сам. Если посмотреть с другой стороны, то механическая КПП дает водителю полный контроль над машиной, возможность как разгоняться педалью газа, так и эффективно тормозить, просто отпуская ее. С механикой водитель может быть уверен, что без его команды передача сама собой не переключится, а тяга не пропадет внезапно, в самый ответственный момент, как это бывает с роботом DSG. Лично для меня, механика – это идеальная КПП, которую я не променяю ни на один из современных автоматов – уж очень они пока несовершенны.

КПП механика

Надеюсь, уважаемые читатели, теперь Вы знаете, что такое механическая КПП и чем она хороша. Она простая, как автомат Калашникова, а потому надежная, другое дело – автоматические КПП – здесь все не так просто. Автоматов существует несколько разновидностей, у каждого есть свои плюсы и минусы, но одно можно сказать сразу: все автоматические коробки, по надежности, сильно уступают механике. Давайте разберемся, какие бывают современные коробки-автоматы и чем они отличаются друг от друга.

Автоматическая трансмиссия. Автомат, робот, вариатор: отличия

Автоматическая КПП была изобретена в середине прошлого века и по праву считается одним из величайших изобретений человечества. Создать автоматическую коробку передач инженеры пытались давно, и первой по-настоящему удачной автоматической коробкой стал гидромеханический автомат.

Автомат

Давайте рассмотрим каждый вид автоматической КПП, выделим отличия между ними, а также перечислим преимущества и недостатки каждого их них. Начнем с «классического автомата» – самого старого из всех видов автоматической трансмиссии.

Гидромеханическая коробка передач (классический автомат)

Гидромеханический автомат

Из всех вариантов автоматической трансмиссии, первым был применен на легковых автомобилях именно гидромеханический автомат. Его история насчитывает более полувека, вот почему гидромеханику называют классическим автоматом. На данный момент, классический автомат – это самая старая, и самая проработанная конструкция из всех автоматических трансмиссий. Как у любого автомата, надежность его несравнимо ниже, чем у механической КПП, но при условии бережной эксплуатации и своевременного обслуживания, классический автомат может ходить без поломок сотни тысяч километров.

Принцип действия гидромеханической коробки передач значительно отличается от механической КПП. Роль сцепления здесь выполняет гидротрансформатор, а для переключения передач используются планетарные передачи и фрикционы.

Гидротрансформатор обеспечивает несравнимую ни с чем плавность хода и мягкость переключений передач, поэтому, с точки зрения комфорта, классический автомат – это идеальная КПП. Однако, плавность достигается благодаря тому, что тяга двигателя передается через масло, а при его циркуляции возникает довольно большое трение – гидротрансформатор может даже нагреваться. В результате, классический автомат имеет довольно низкий КПД, что проявляется в повышенном расходе топлива.

Минусом гидромеханической коробки передач является, также, большая масса агрегата, что повышает расход и снижает маневренность. С другой стороны, все детали классического автомата (кроме фрикционов) имеют большой запас прочности и, поэтому, «гидрик» легче других автоматов переносит режим «кик-даун» (когда водитель внезапно утапливает педель газа). Классический автомат легко переносит большие крутящие моменты, поэтому машины с мощными моторами чаще всего оснащаются именно этим видом автоматической КПП.

LC Prado - внедорожник, оснащенный гидромеханическим автоматом

В плане надежности, гидромеханическая коробка показывает лучший, среди автоматов, результат, но только при условии бережной эксплуатации и своевременного обслуживания, которое заключается в замене жидкости ATF и фильтра. Гидромеханика вообще, очень чувствительна к качеству и состоянию залитой жидкости (ATF), которая выполняет работу по переносу крутящего момента, смазывает детали КПП и отводит тепло от нагретых элементов.

Самое уязвимое место классического автомата – фрикционы. Они довольно быстро выходят из строя, если автомобиль не щадить, при этом продукты износа деталей забивают каналы, трансмиссионная жидкость теряет свои свойства и автомат начинает тупить, пинать и дергаться. Для продления срока его службы на автомате нельзя делать следующие вещи:

  • Пытаться выбраться с бездорожья «враскачку»
  • Провоцировать частое переключение передач
  • Нагружать непрогретый автомат в холодное время года
  • Допускать нарушение уровня масла в КПП

Такой режим работы ведет к ускоренному износу АКПП, причем это относится к автоматам всех типов. Впрочем, снижение уровня масла и нагрузка после холодной стоянки вредны даже для механической трансмиссии.

Замена ATF в автоматической трансмиссии

БУ автомобиль с любым автоматом – это лотерея, ведь неизвестно, как предыдущий хозяин выполнял обслуживание, и как относился к своему авто. Подержанная гидромеханика может проходить еще годы, а может завтра же перестать включать передачи и потребовать дорогостоящего ремонта, поэтому автомобиль с гидромеханическим автоматом желательно покупать как можно более новым.

Преимущества гидромеханической АКПП:

  • Плавность хода и переключения передач
  • Высокая для автомата надежность
  • Выносливость

Недостатки классического автомата:

  • Повышенный расход топлива
  • Большая масса агрегата
  • Очень желательно прогревать (для продления срока службы)

Итак, подведем небольшой итог по классической АКПП. Если на первом месте для Вас находится комфорт, а расход топлива беспокоит Вас в последнюю очередь, то классический автомат станет для Вас идеальным выбором. Также, гидромеханическая КПП идеально подойдет, если Вам часто приходится стоять в пробках, и если Вы планируете довольно сильно нагружать свой автомобиль, например, перевозкой тяжелого прицепа.

Классическая АКПП

Рекомендую покупать классический автомат новым, не слишком нагружать его в первые минуты, после холодной стоянки, своевременно менять жидкость ATF и чаще проверять ее уровень, и тогда классика будет радовать Вас не одну сотню тысяч пробега.

Робот автомат. Коробка передач робот

Коробка передач робот

Выбирая себе автомобиль, перед покупкой, многие интересуются, чем отличается робот от автомата? Классический автомат мы уже рассмотрели, но что же такое коробка передач робот? Коробка автомат робот – это механическая КПП, только дополненная механизмами, которые вместо водителя и без его участия выжимают сцепление и переключают передачи.

Отличие автомата от робота состоит в том, что классический автомат передачи включает путем торможения нужных частей планетарной передачи, и вместо сцепления у него есть гидротрансформатор, а робот автомат – это обычная механическая КПП, но передачами и сцеплением в ней управляет компьютер, с помощью специальных приводов. Робот, как бы выжимает сцепление и переключает передачи, вместо водителя. Робот автомат выглядит примерно так:

Робот авомат

Коробка передач робот показывает столь же низкий расход топлива, как и ручная механическая КПП, и это является ее главным преимуществом перед другими видами автоматических трансмиссий. Кроме того, роботизированная механика является самым дешевым вариантом автоматической КПП, вот почему она успешно продается, несмотря на свои существенные недостатки.

Главным недостатком робота является низкая надежность и недолговечность механизмов выжима сцепления и переключения передач. Поначалу автомобиль с роботизированной коробкой может вести себя вполне адекватно: передачи включать едва слышно, трогаться плавно, плавно отпускать сцепление, а на трассе своевременно включать нужную передачу, даже при обгоне. Но спустя некоторое время, автомат робот обязательно начнет дергаться, тупить, не вовремя переключать передачи, издавать лязгающие звуки и т.д. К сожалению, роботизированные КПП пока далеки от совершенства и такое поведение для них норма. Что поделать, робот – не человек, он не умеет выжимать сцепление столь же плавно и чутко, не умеет учитывать постепенный износ деталей сцепления.

Внимание!

Внимание!

Робот очень не любит ползать, например, в пробке, когда надо часто останавливаться, а затем снова включать первую передачу и трогаться. Такой режим эксплуатации может вывести робота из строя буквально за несколько часов.

Момент второй, который надо знать, покупая себе автомобиль с роботом автоматом – это особенности поведения роботизированной механики. Робот автомат порой бывает очень задумчив, причем это не только может раздражать водителя, на обгоне это вообще опасно. Чтобы принять решение и переключить передачу, роботу автомату иногда требуется до 2-3 секунд (!), а пауза в 1 секунду считается для робота нормальной.

Бороться с этой проблемой, в какой-то мере, позволяет возможность ручного переключения передач, которая есть на всех автоматах роботах. Перед обгоном передачу приходится вручную принудительно понижать, а после обгона водитель снова переводит КПП в автоматический режим и продолжает «наслаждаться» свойственной роботу задумчивостью. Однако, подумайте: разве Вы покупаете машину с автоматической КПП для того, чтобы переключать передачи вручную?

Неприятно также и то, что тронуться на подъеме без скатывания назад роботу автомату удается далеко не всегда. На крутом подъеме, прежде, чем тронуться и поехать, машина может скатываться назад на 1 метр и даже больше и для борьбы с этим явлением водителю надо научиться работать ручным тормозом. Для сравнения: классический автомат и вариатор такого отката на подъеме не практикуют.

Автомат робот

Итак, подведем небольшой итог по автомату роботу. Автомобили, оснащенные роботом, от природы довольно задумчивы, а со временем машина, оснащенная роботом, становится к тому же еще и дерганой. На подъеме робот может скатываться назад, поэтому водителю надо уметь пользоваться ручным тормозом. С другой стороны, машины с роботом имеют более низкую цену и расходуют меньше топлива, чем классический автомат, так что выбирать робота или нет – решать Вам.

Сформулируем, чем отличается робот от автомата.

Плюсы робота автомата:

  • Низкая цена
  • Низкий расход топлива

Недостатки робота:

  • Чрезмерная задумчивость
  • Низкая надежность

В любом случае, если соберетесь покупать машину с роботом автоматом, то обязательно заранее проведите тест-драйв, почувствуйте автомобиль, посмотрите, как он себя ведет на разных режимах, и лишь тогда принимайте решение.

Внимание!

Внимание!

Не покупайте машину с роботом, если в Вашем городе пробки - обычное явление. Для пробок просто создан классический автомат, а робот больше подойдет, если Вы живете за городом и стоять в пробках вообще не планируете.

Если продолжить сравнивать, чем отличается робот от автомата, то можно сказать, что коробка автомат робот – это была попытка автоматизировать механику, и попытка не очень успешная. Однако, несколько лет назад, инженерная мысль двинулась в новом направлении: были начаты разработки второго поколения роботизированной механики – робота с двойным сцеплением.

DSG. Коробка DSG – робот автомат с двойным сцеплением

Коробка DSG

Коробка DSG – это самая известная на сегодня автоматическая КПП с двойным сцеплением. Название DSG расшифровывается как Direct Shift Gearbox, а переводится это, как «коробка передач с прямым включением».

Коробку передач DSG производит концерн Volkswagen, поэтому ее можно встретить на автомобилях марок: Seat, Skoda и собственно Volkswagen, а вот на Audi с продольным расположением двигателя устанавливается аналогичная КПП, но под другим названием: S-tronic. Кроме DSG, довольно известен также автомат с двойным сцеплением под названием Powershift, который устанавливают на автомобили марок Volvo, Ford и других.

АКПП Powershift

Преселективная коробка передач – это еще одно название автоматов с двойным сцеплением. Преселективная КПП называется так потому, что прямо во время движения на выбранной передаче, автоматика прогнозирует переключение на следующую передачу и заранее выбирает ее. Таким образом, само переключение занимает очень мало времени: надо только разомкнуть одно сцепление, и сомкнуть второе. Взгляните, по какому принципу работает робот с двойным сцеплением:

Автоматы с двойным сцеплением – являются вторым поколением роботизированных механических КПП. Давайте попробуем разобраться, чем коробка DSG лучше обычного робота, а какие недостатки конструкторам побороть, пока не удалось?

Начнем с того, что роботы второго поколения научились не просто быстро переключать передачи, они делают это мгновенно (!). Смена передачи занимает теперь доли секунды – быстрее, чем опытный пилот переключает передачи на механической КПП. В результате, расход топлива с коробкой DSG получается ниже, чем на механике, а динамика разгона – выше. Также является достижением и снижение веса агрегата. DSG весит меньше, чем классический автомат и даже меньше коробки CVT (вариатора).

Однако, не все так безоблачно. Главным недостатком коробки DSG является сложность конструкции. Сложность, в свою очередь, порождает низкую надежность, а также высокую стоимость автомобиля и дороговизну ремонта и обслуживания. Кроме того, ремонт этого сложного устройства можно выполнить далеко не в каждом автосервисе, поэтому будет неплохо, если дилер расположен недалеко от Вашего дома или работы.

DSG робот

Поначалу, низкая надежность DSG, начинает проявляться в пробках, как стуки, вибрации, возможный перегрев механизма, а затем рывки и удары при переключении передач. С этими симптомами все больше и больше автовладельцев обращаются в сервисные центры, требуя гарантийного ремонта. Можно сказать, что ремонт коробки DSG, в первые же годы эксплуатации, стал обычным делом.

В любом случае, прежде, чем покупать машину с коробкой DSG, настоятельно рекомендую Вам, друзья, поискать в интернете что-нибудь вроде фразы «проблемы с DSG», особенно, если Вы собираетесь брать ее в подержанном состоянии. Например, проблемы с DSG обсуждают здесь и здесь, а также здесь, здесь и здесь.

Робот второго поколения, по-прежнему не любит пробки. В результате частых переключений передач, остановок и троганий, коробка DSG быстро выходит из строя. Робот не любит ползать по пробкам, потому что не может управлять сцеплением, так же тонко, как это делает человек. Поэтому вот Вам мой совет: не покупайте машину с двойным сцеплением, если Вы планируете ежедневно стоять в пробках более получаса. Если в Вашем районе, пробки – дело обычное, а особенно, если Вы живете в столице, то лучше обратите свое внимание на старый добрый классический автомат. Пусть расход топлива будет чуть выше, но поверьте, гидромеханический автомат просто создан для пробок.

Робот второго поколения DSG

Перечислим еще раз все плюсы и минусы коробки DSG – робота с двойным сцеплением:

Преимущества коробки DSG:

  • Быстрое переключение передач, быстрый разгон
  • Топливная экономичность

Недостатки коробки DSG:

  • Низкая надежность
  • Высокая стоимость ремонта

Итак, подведем небольшой итог. DSG коробка передач подойдет Вам в том случае, если Вы НЕ планируете ежедневно стоять в пробках, а самым важным для Вас в автомобиле является быстрый разгон и топливная экономичность. При этом Вас не должны смущать такие мелкие расходы, как высокая цена автомобиля, большая стоимость ремонта и облуживания. Также, Вам следует быть готовыми к тому, чтобы отдать машину на гарантийный ремонт, то есть надежность для Вас должна быть не так важна, как динамические характеристики автомобиля.

АКПП робот DSG

И наоборот, если для Вас важна, в первую очередь, надежность и низкий расход, то выбирайте механическую КПП. Если расход топлива не столь важен, и хочется надежную автоматику, то выберите классический автомат. Робота первого поколения стоит покупать только в том случае, если Вы очень хотите, хоть какой-то автомат и при этом очень хочется сэкономить. Робот с двойным сцеплением DSG подойдет, если пробок в Вашем городе практически не бывает, а низкий расход и спортивный характер машины для Вас важнее надежности. Ну а вариатор выбирайте, если захочется экзотики, впрочем, о вариаторе ниже.

CVT коробка передач. Вариатор или автомат?

Многие автолюбители, перед покупкой машины начинают задаваться вопросом: коробка cvt – что это? Давайте попробуем разобраться, чем отличается вариатор от автомата, в чем разница между автоматом и вариатором и как отличить вариатор от автомата.

Автомат вариатор

Отличие автомата от вариатора состоит в том, что вариатор CVT переключает передачи совсем по другому принципу, вернее фиксированных передач, в вариаторе вообще нет. Если в гидромеханическом автомате передачи переключаются за счет блокировки нужных частей планетарной передачи, то в CVT коробке передач изменение передаточного числа происходит бесступенчато – изменением диаметра валов, соединенных передающим ремнем.

Кстати, этот ремень является самой нагруженной деталью вариатора, его ахиллесовой пятой – самым уязвимым местом. Только представьте себе: вся мощь двигателя передается к колесам через этот гибкий ремень. Как Вы думаете долго он прослужит, если машину нагружать по полной?

С точки зрения потребителя, разница между автоматом и вариатором заключается в том, что у вариатора расход топлива ниже, а динамика разгона выше, и это не удивительно, ведь коробка CVT не тратит время на переключение передач, как это делают все остальные КПП. Кроме того, вариаторная коробка постоянно держит обороты двигателя в оптимальном диапазоне, поэтому расход топлива остается низким, а разгоняется машина довольно быстро. Роль сцепления у вариаторной коробки выполняет гидротрансформатор (как на классическом автомате), поэтому плавность хода у коробки CVT схожа с классическим автоматом, возможно вариатор, в этом плане, даже лучше.

Кроме того, разница автомата и вариатора состоит еще в низкой долговечности коробки CVT. Ресурс вариатора CVT ограничивается пробегом в 100 тыс.км (максимум 150-200 тыс), после чего, как правило, меняют всю коробку целиком, потому что ремонт вариаторной трансмиссии стоит дорого, но хватает коробки после ремонта не на долго. Многие владельцы машин с вариатором, после его поломки ставят на его место более надежную гидромеханическую КПП. Благо, инженеры проектируют машины так, чтобы разные виды КПП были взаимозаменяемы.

Вариатор CVT

Также, разница между автоматом и вариатором состоит еще и в том, что вариатор гораздо менее вынослив. Тип коробки CVT не предназначен для гонок, он не выдерживает большой нагрузки, не переносит высокой мощности и крутящего момента двигателя, поэтому его не ставят в паре с мощными моторами.

Посмотрите, владельцы оснащенных вариатором Mitsubishi Outlander обсуждают проблему перегрева трансмиссии-CVT. Вот такое сообщение выдает японец на дисплее ботового компьютера:

Перегрев вариатора CVT

С другой стороны, поскольку CVT на много "нежнее" классического гидро-автомата, то для него еще более важен прогрев в холодное время года. Эксплуатация без прогрева приводит к быстрому износу деталей трансмиссии, поэтому владельцы новых машин с вариатором стараются, не дожидаясь проблем, избавиться от них до 100 тысяч километров пробега.

Под малой нагрузкой, на легких городских машинках, вариатор CVT может ходить годами, но от чрезмерной нагрузки он изнашивается буквально на глазах и выходит из строя очень быстро. Ни в коем случае нельзя на машине с коробкой CVT выполнять транспортировку тяжелого прицепа – это быстро выведет ее из строя. И если все-таки решите рискнуть, купив БУ авто с вариатором, смотрите, чтобы на ней не было фаркопа.

На машинах с мощным двигателем, тип коробки CVT классическому автомату не конкурент. Чем мощнее двигатель и больше масса авто, тем меньше прослужит вариатор, поэтому на грузовиках и в гоночных авто коробки CVT не применяются.

Внимание!

Внимание!

Вариатору противопоказаны чрезмерные нагрузки. Не покупайте автомобиль с вариатором, если планируете буксировать тяжелый прицеп, участвовать в гонках или посещать серьезное бездорожье.

Здесь можно почитать об особенностях эксплуатации вариатора на автомобилях Форд, а здесь своими впечатлениями от вариаторной трансмиссии делятся владельцы Mitsubishi.

Как отличить вариатор от автомата

Теперь давайте попробуем разобраться, как отличить вариатор от автомата? По внешнему виду автомобиля, отличить вариатор от автомата нельзя, даже заглянув в салон автомобиля. Селектор коробки передач не позволяет отличить, какого вида автомат установлен на авто, но можно отличить вариатор от автомата во время поездки на этом автомобиле. Во-первых, на автомобиле с вариатором, во время разгона, стрелка тахометра остается неподвижной, в то время как стрелка спидометра показывает набор скорости. Во-вторых, на машине с вариатором, шум работы двигателя, даже при разгоне, не растет, а остается неизменным монотонным жужжанием – компьютер держит обороты двигателя стабильными, изменяя лишь диаметр валов в вариаторе.

Многие водители считают это еще одним недостатком вариаторной трансмиссии – отсутствие четкой обратной связи с двигателем автомобиля. Пилот не чувствует набора скорости, как это происходит на обычной ступенчатой трансмиссии. С другой стороны, вариатор постоянно держит частоту вращения коленвала в оптимальном диапазоне, двигатель никогда не набирает чрезмерных оборотов, а это продлевает срок службы мотора.

В свое время вариатор был очень перспективным типом трансмиссии. Казалось, инженерам вот-вот удастся побороть его недостатки и он вытеснит остальные виды КПП, но этим планам так и не суждено было сбыться. Компания Audi многие годы экспериментировала со своим вариатором под торговой маркой Multitronic, но в результате, от использования вариаторов было решено отказаться. С 2014 года Multitronic не устанавливается на автомобили Audi, а место перспективной разработки заняла роботизированная трансмиссия с двойным сцеплением.

Автомат коробка CVT

По поводу того, как отличить вариатор от автомата, скажу еще, что предположить, какой автомат установлен на автомобиле можно, если хорошо знать, какие КПП устанавливались на данную марку авто, данного модельного года. Если проверить тип трансмиссии Вам нужно перед покупкой БУ автомобиля, то необходимо выяснить у продавца VIN-код автомобиля и задать его в специальном сервисе в интернете, так Вы сможете узнать комплектацию автомобиля, в которой он сошел с заводского конвейера.

Перечислим, еще раз, плюсы и минусы вариаторной трансмиссии по сравнению с другими автоматами.

Преимущества коробки CVT (вариатора):

  • Исключительная плавность хода
  • Хорошая динамика
  • Низкий расход топлива

Минусы вариатора CVT:

  • Низкая надежность
  • Ограниченный ресурс
  • Высокая стоимость ремонта
  • Прогревать - обязательно, иначе быстро выйдет из строя

Автомат вариатор

В каком же случае стоит выбрать именно вариатор? Тип коробки CVT подойдет, если Вам нужна автоматическая КПП, с высокой плавностью работы и с низким расходом топлива. С другой стороны, надежность для Вас должна быть не столь важна, либо Вы покупаете автомобиль новым и планируете продать его, едва пробег перевалит за сто тысяч – до того, как начнутся проблемы с вариатором.

Все это имеет смысл, если машину Вы будете использовать в легком режиме, без чрезмерных нагрузок. Если же Вы планируете нагружать машину сверх нормы, возить прицеп или полную машину грузов, то вместо вариатора лучше будет купить машину с классическим автоматом.

Итак, друзья, надеюсь, теперь Вы знаете о вариаторе достаточно, чтобы определиться, подходит он Вам или нет. Теперь, давайте поговорим об адаптивной трансмиссии – что это такое?

Адаптивная коробка передач

Адаптивными называют автоматические КПП с электронным управлением, которые умеют привыкать к стилю езды водителя – адаптироваться к ней. Адаптивная коробка передач запоминает манеру, с которой водитель управляет своим авто и корректирует алгоритмы таким образом, чтобы машина вела себя наиболее удобно для данного конкретного водителя: более динамично, либо более экономично.

Адаптивная коробка передач

Каждый из нас водит машину по-своему, но есть два фактора в манере каждого водителя, которые взаимно исключают друг друга – это динамичность и экономичность. Повышение динамики неизбежно ведет к росту расхода топлива, и наоборот, низкий расход топлива возможен только при спокойном стиле вождения, который исключает динамику.

Адаптивная коробка передач учитывает, насколько динамично/экономично предпочитает ездить водитель и действует следующим образом:

  • Динамичный стиль
  • - водитель постоянно жмет педаль газа «в пол».
    Компьютер подает в двигатель больше топлива, передачи переключает так, чтобы мотор всегда работал на оборотах максимального крутящего момента. Машина переходит в спортивный режим, становится более собранной и динамичной, но расход топлива становится больше.

  • Экономичный стиль
  • - водитель ускоряется плавно и не спеша.
    Автомат переходит в экономичный режим, при котором топлива подается меньше, передачи включаются на более низких оборотах, позволяющих экономить горючее.

Преимущества адаптивной коробки передач очевидны – она позволяет каждому водителю получить подходящее сочетание динамики и экономичности, причем, для этого даже не нужно ничего делать: компьютер сам выполнит адаптацию уже через несколько минут после начала поездки. Если говорить о том, сколько надо проехать, чтобы коробка адаптировалась к Вашей манере управления, то почти все современные адаптивные автоматы тратят на это не более получаса непрерывного движения.

Первые адаптивные коробки передач были классическими автоматами, но сейчас алгоритмы самообучения и адаптации производители закладывают во все типы автоматических трансмиссий, более того, большинство современных автоматов являются адаптивными. Другое дело, что алгоритмы обучения у каждого производителя свои, они бывают разными и не на всех автоматах работают одинаково удачно.

Кнопка включения режима

Кроме того, большинство современных адаптивных КПП, имеют специальную кнопку для принудительной смены режима «спорт/комфорт». Это позволяет «разбудить» машину, если она находится в экономичном режиме и наоборот «успокоить», если она ведет себя слишком резво.

Теперь, давайте сравним все виды КПП между собой, и попробуем решить, какая из них подойдет Вам больше других.

Автомат или механика? Какую коробку передач выбрать?

Для начала нам с Вами надо определиться: Автомат или механика, что выбрать? Здесь все просто.

Берите механику, если:

  • Вам нужна абсолютная надежность
  • Вас не затрудняет переключать передачи вручную
  • Вам нравится динамика, экономичность и полный контроль над автомобилем
  • Вы не против сэкономить на обслуживании и возможном ремонте АКПП

Механическая КПП

Автомат выбирайте в случаях, когда:

  • Вам нужен автомат (не хотите переключать передачи вручную)
  • Надежность, для Вас, не так важна, как автоматика
  • Вы достаточно обеспечены, чтобы платить за пользование автоматом

АКПП

Выбирая автомат или механика, учитывайте и тот факт, что подержанную машину лучше брать на механике. Механика практически вечна, а вот потрепанный автомат может доставить массу хлопот новому хозяину. Из надежности и неприхотливости механической КПП следует ее способность, со временем, сохранять первоначальную цену – автомобиль с механической трансмиссией медленнее теряет в цене.

Минусом всех автоматов является то, что они не терпят пробуксовок и раскачки. Без этих мероприятий не обойтись, если Вы угодили в грязь, снег или ледяную колею, но применять раскачку и буксовать можно только на механической КПП – на автомате делать это запрещено. От получаса таких издевательств, даже новенький автомат может выйти из строя, поэтому для езды по серьезному бездорожью выбирайте только механическую коробку.

Какой автомат выбрать: робот, вариатор или автомат?

Мы рассмотрели три вида автоматической трансмиссии, которые широко применяются на легковых авто, и теперь нам надо определиться, какой автомат выбрать и в каком случае. Перечислим, еще раз, основные типы АКПП.

Какие бывают автоматические КПП:

  • Классический автомат
  • Робот автомат
  • Вариатор (CVT коробка передач)

Автоматическая коробка передач

Выбирая вид автоматической трансмиссии, как и в случае с механикой, надо обращать внимание на число ступеней в КПП. Четырехступенчатые автоматы постепенно уходят в прошлое – их постепенно вытесняют более современные 6-8 и даже 10-ступенчатые агрегаты. Однако, четырехступенчатый автомат проще своих современных собратьев, и потому надежнее. При этом, более современные 6-8-ступенчатые коробки экономят топливо и быстрее разгоняются, но они сложнее по устройству и менее надежны. Все это касается классического автомата и робота DSG, но не вариатора, потому что в коробке CVT количество передач близко к бесконечности.

Классический автомат очень подойдет, если Вам нужна высокая для автомата надежность и плавность переключения передач, а повышенный расход топлива Вас не смущает. Динамика у гидромеханического автомата немного ниже, но ее недостаток обычно компенсируется, работающим с ней в паре, мощным мотором. Для серьезных выездов на бездорожье надо выбирать только механическую КПП, но если уж выбирать внедорожник с автоматом, то это должна быть именно гидромеханическая трансмиссия – она выносливее. Однако, давайте сравним с классическим автоматом и другие виды АКПП.

Автомат или вариатор? Что лучше?

Чтобы ответить на вопрос, что лучше автомат или вариатор, необходимо вспомнить, что отличаются они по принципу переключения передач, а следовательно - по конструкции. При этом, надо сказать, конструкция вариатора CVT намного менее надежна, чем конструкция классической АКПП.

Автомат или вариатор

Что же выбрать, автомат или вариатор? Пожалуй, стоит выбрать вариатор, если машину Вы покупаете новой и планируете сменить ее раньше, чем пробег перевалит через 100 тыс.км. Если же машина подержанная, то будьте готовы к возможному выходу вариатора из строя, ремонт которого может обойтись в 2-3 тысячи долларов.

Автомат лучше вариатора по следующим параметрам:

  • Надежнее
  • Выносливее, можно таскать тяжеленный прицеп (катер, например)
  • Легче ремонтируется

Внедорожник с прицепом

Вариатор лучше автомата по следующим параметрам:

  • Меньше расход топлива
  • Выше динамика

По плавности хода классический автомат и вариатор примерно равны, а вот если сравнивать по показателю, вариатор или автомат что надежнее, то классический автомат показывает на порядок большую надежность, по сравнению с вариатором. Надеюсь, теперь Вы знаете, что лучше: автомат или вариатор.

Робот или автомат? Что лучше?

Теперь, уважаемые читатели, Вы знаете достаточно, чтобы решить для себя, что лучше автомат или робот. Важно учитывать, что роботы бывают старые, и нового поколения – с двойным сцеплением. Старые роботы сделаны из обычных механических КПП, для них характерно дергаться и тупить, даже в новом состоянии. Что и говорить, после небольшого пробега в условиях пробок такой шедевр начинает дергаться все сильнее. А вот роботы автоматы второго поколения добились определенных успехов – они очень быстро переключают передачи, расходуют еще меньше топлива, но ползать в пробках, они по-прежнему, не любят.

Skoda Octavia робот DSG

Подведем итог: чем КПП робот лучше автомата, а по каким параметрам классический автомат все-таки выигрывает у роботизированных КПП.

Роботы первого поколения лучше автомата:

  • Более низкой ценой автомобиля
  • Меньшим расходом топлива

Роботы второго поколения (коробка DSG) лучше автомата:

  • Лучшей динамикой разгона
  • Самым низким расходом топлива из всех АКПП

В свою очередь, классический автомат лучше робота тем, что он:

  • Надежнее
  • Выносливее
  • Плавно трогается и переключает передачи

На этом все, уважаемые читатели! Пожалуй, это все, что я мог рассказать Вам о выборе КПП для Вашего авто. Теперь, зная все это, Вы сможете решить, какую машину купить: с автоматом или с механикой, и если с автоматом, то будет ли это робот, вариатор или автомат.

Дорогие читатели! Надеюсь, эти материалы будут для Вас полезны, и желаю Вам выбрать машину, которая будет радовать Вас каждый день!

5 комментариев

  1. Александр

    Друзья! Теперь мы можем общаться через форму комментариев. Спрашивайте, обсуждайте, присоединяйтесь

  2. Александр

    Надо садиться и ехать, причем покататься подольше, на всех режимах. Проверить, как переключаются передачи на самых разных скоростях. Прогретый автомат должен бодро реагировать на кик-даун — сразу понижать передачу и бросать машину вперед. На парковке, да и на трассе все всегда должно быть мягко и плавно, никаких ударов, толчков, никаких звуков быть не должно из коробки. Ручной режим погонять вверх-вниз, должен работать четко, плавно, в этом главный плюс автомата.

    А вообще, автомат — это лотерея, как ни крути, даже на новом авто. Если автомат начал барахлить, то могут заменить масло и пытаться скинуть. Он какое-то время снова ездит как ни в чем ни бывало, а потом может перестать включать передачу или две.

    Покупая автомат старше 3 лет надо быть морально готовым если что заменить его на контрактный из Европы (примерно долларов 500-1000) ибо чинить автомат — дело неблагодарное.

    Кстати, на дизеля 2.5 Ауди еще ставили Multitrinic (вариатор CVT), так вот его брать нежелательно.
    Когда вариатор выходит из строя все меняют его на автомат, там вроде все отлично подходит.
    А вариатор в топку

  3. Василь

    Предлагают Audi A6 2.5TDI 2000 с автоматом. Вот фотография автомата prnt.sc/ctqget Вопрос: Как проверить исправен ли автомат? На что обращать внимание? Так чтобы завтра его самому не пришлось ремонтировать… Спасибо!

  4. Самат

    Очень полезная статья! Спасибо большое

    • Александр

      Благодарю. Слышать хорошие отзывы, несомненно, очень приятно.

Оставьте комментарий

Войти через 

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

 

mehanika-ili-avtomat-kakuyu-kpp-vybrat

Автор статьи: