Ремонт Лада Калина

Печка Калины. Замена радиатора печки

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Kak-kupit-auto.ru. Замена печки на Калине - это непростая задача, но именно именно о ней мы с вами поговорим в этой статье. Печка Калины - это одно из главных ее преимуществ. Греет она хорошо, и даже в сильный мороз салон прогревается довольно быстро. Пока Калина новая – все идет отлично, но уже вскоре Калина может разочаровать своего владельца. Если радиатор печки начнет подтекать, то на ковриках в салоне появятся лужи антифриза, а в худшем случае тосол может даже залить электронный блок управления двигателем.

Печка Лада Калина

Замена радиатора печки без снятия панели

Итак, если в районе радиатора печки Вы обнаружили маслянистую жидкость – значит пора выполнить замену радиатора печки Вашей калины и сделать это желательно поскорее, пока течь не усилилась. Радиатор печки в Калине находится в центральной консоли, чуть ниже отсека для магнитолы, чуть правее и выше педали газа.

Сняв пластиковую накладку, Вы сможете увидеть поверхность радиатора и визуально оценить его состояние. Взгляните, на моей Калине после восьмой зимы радиатор печки выглядел так:

Старый радиатор печки Калина

Штатный калиновский радиатор отопителя делают из дух материалов: пластика и алюминия. Зимой он испытывает большие перепады температуры, поэтому и подтекать радиатор начинает, обычно в холодное время года. На моей калине радиатор печки начал подкапывать уже на третьем году жизни, но это происходило так медленно, что я ничего не заметил.

Тосол проник внутрь ЭБУ и окислил плату, она замкнула, и машина перестала заводиться. Поставив новый ЭБУ (цена 5000 р.), я замотал его в полиэтилен (надо было сделать это еще на новой машине). Прошло еще 5 лет, окислы на торце радиатора становились все заметнее и вот прошлой зимой, первые капли антифриза упали на коврик с водительской стороны:

Подтеки антифриза

Думаю, все это время тосол очень медленно подтекал из радиатора в воздуховод, откуда успевал испаряться потоком воздуха. Позже, вынув родной радиатор печки Калины, я обнаружил под ним лужицу зеленого цвета:

Лужа антифриза

Итак, увидев капли тосола, я понял, что откладывать ремонт печки больше нельзя. На весну я запланировал обязательную замену радиатора печки Калины и в ожидании начал изучать интернет в поисках информации.

Печка Калины. Замена печки на Калине

Перерыв пол интернета, я понял, что информации по данному вопросу недостаточно. Достоверно мне удалось выяснить лишь то, что замена радиатора печки на калине – это непростая задача. Наши уважаемые конструкторы спроектировали машинку таким образом, что для замены радиатора печки надо разбирать чуть ли не половину салона, автомобиля:

Тогда я позвонил в автосервисы и узнал, что за процедуру замены печки Калины придется заплатить 5-7 т.р. Сумма меня насторожила, но самой неприятной мне показалась необходимость демонтажа многих элементов салона, включая переднюю панель. Как-то не хотелось, в результате НЕзаводской сборки, получить новых сверчков или поломку действующих узлов, поэтому я стал настойчиво искать альтернативные варианты для замены радиатора без снятия передней панели автомобиля.

Довольно долго я изучал информацию в интернете и в результате выяснил, что:

  • Для установки нового радиатора надо извлечь старый (это понятно), но сделать это, не снимая приборную панель, можно только отломав от старого радиатора его длинные штуцера, торчащие из салона в моторный отсек
  • А вот установить новый радиатор, без демонтажа торпедо – невозможно. Установить новый радиатор мешают его длинные штуцера. Укоротить их на новом радиаторе нельзя – тогда не удастся надеть на них шланги со стороны моторного отсека. Посмотрите, штуцера и так не слишком-то выступают в моторный отсек, особенно нижний:

Штуцера радиатора печки Калина

Сравните, слева новый радиатор (со штуцерами), а справа – старый (уже без штуцеров):

Старый и новый радиатор печки Калина

Размеры штатного радиатора печки Лады Калины

В свое время мне так и не удалось найти ни размеров, ни четкого изображения радиатора печки Калины, можно сказать, подбирать радиатор приходилось вслепую, договариваясь вернуть, если не подойдет. Поэтому спешу поделиться с Вами, дорогие читатели, этой информацией. Надеюсь, она окажется полезной, например, если Вы решите ставить радиатор печки от другой машины.

Итак, габариты радиатора печки Калины: 240х195х50 мм

Высота радиатора Калины

Ширина радиатора Калины

Длина радиатора Калины

Также Вам могут пригодиться размеры ниши, в которую устанавливается радиатор отопителя Калины: 54х198 мм. Однако, если соберетесь ставить радиатор печки от другой машины, то имейте ввиду, что края у этой ниши сильно скруглены:

Высота ниши

Ширина ниши

Способы замены радиатора печки на Калине

Теперь, уважаемые читатели, я опишу способы замены радиатора печки, которые мне удалось найти на просторах интернета. Мне удалось выяснить четыре способа установки радиатора печки на Калину, из которых я выбрал последний (тогда он показался мне оптимальным).

  • Снятием приборной панели
  • Укорочением штуцеров радиатора
  • Выпиливанием воздуховодов
  • Печка от газели

Давайте рассмотрим каждый из способов замены печки Калины и разберем плюсы и минусы каждого из них.

Снятием приборной панели

Данный метод замены радиатора печки Калины официально рекомендован заводом изготовителем. Согласно этому способу, по задумке наших конструкторов, для замены радиатора отопителя надлежит снять торпедо – переднюю панель автомобиля. Этот вариант был мной сразу же отвергнут, как минимум по двум причинам.

  • Во-первых, я не хочу для замены печки разбирать «полмашины», т.к. при сборке что-то может быть собрано неправильно, что-то может скрипеть, а что-то может вообще перестать работать
  • Во-вторых, самостоятельно это делать никому не пожелаю, а в сервисе это стоит около 5-7 тыс.р. – довольно дорого и никаких гарантий ))

Здесь Вы найдете подробное описание этой варварской процедуры.

Выпиливанием воздуховодов

Второй способ замены печки на Калине заключается в том, что часть воздуховода выпиливается,

Выпиливание воздуховодов

затем вставляется новый радиатор печки,

Выпиливание воздуховодов

а отпиленная стенка воздуховода методом клея возвращается на свое место:

Выпиливание воздуховодов

Этот способ я отклонил потому, что он показался мне самым варварским и колхозным (после разборки панели, конечно). С другой стороны, у него есть свои плюсы:

  • не нужно снимать металлическую пластину с резинкой
  • нет необходимости разбирать педаль тормоза
  • используются родные патрубки и радиатор (все идеально подходит)

Этот метод может быть довольно эффективен, при условии, если Вы сможете восстановить герметичность распиленных воздуховодов.

Укорочением штуцеров радиатора

Третий способ – укорочение штуцеров на штатном Калиновском радиаторе печки. Теоретически можно укоротить штуцера родного Калиновского радиатора до такой длины, чтобы стало возможно установить его в нишу. Тогда надо использовать более длинные шланги (например, от печки 2108), и надевать их на укороченные штуцера прямо в салоне автомобиля.

Замена радиатора печки Калина укорочением штуцеров

В тот момент единственное упоминание успешного применения данной методики мне показалось неубедительным, а других свидетельств найти не удалось. Когда я представил себе, как буду все это собирать в районе падального узла, то данный способ показался мне НЕ очень перспективным, однако, сейчас, изучив расположение узлов, я думаю, что в следующий раз надо попробовать установить штатный радиатор именно по этому способу.

Замечу, что штатную резинку-уплотнитель вместе с металлической пластиной, скорее всего, использовать не удастся, поэтому снижается герметичность салона и это главный недостаток данного метода, не считая неудобство сборки патрубков на радиаторе.

Печка от Газели или от Волги

Название метода говорит само за себя – суть в том, чтобы заменить штатный радиатор на радиатор печки от другого автомобиля, например, от Волги или Газели. Забегая вперед, скажу: этот метод я Вам НЕ рекомендую, чуть позже поймете почему.

Смысл этого способа замены радиатора печки состоит в том, что, вместо штатного, в Калину можно поставить радиатор печки от Газели или Волги (по размерам он должен подходить), но штуцера у него имеют другую конфигурацию, поэтому их надо выводить вправо – со стороны пассажира.

Медный радиатор печки от Волги

Для того, чтобы вывести штуцера справа, надо проделать отверстия в пластиковой стенке под бардачком, а шланги прокинуть через верх – за приборной панелью, благо места там достаточно. Отверстия в стенке можно проделать с помощью паяльника, а насчет эстетики не волнуйтесь – шланги можно будет увидеть, только с высоты поверхности сиденья.

Печка от волги на калине

Преимущество данной схемы в том, что для замены радиатора не нужно ничего не разбирать под капотом, достаточно слить лишний антифриз, а остальные работы делаются в салоне автомобиля.

На мой взгляд, конструкторам Калины стоило применить именно эту схему: расположить радиатор печки штуцерами вправо и сделать, чтобы он вынимался в сторону пассажира, а слева наоборот, закрыть отсек герметично. В таком случае, для замены радиатора со стороны пассажира, не приходилось бы разбирать две педали, а под капотом понадобилось бы только слить излишки антифриза.

Здесь я нашел подробный положительный отчет о том, как волговский радиатор идеально подходит для замены штатного на Калине.

Радиатор печки от Волги на Калине

Отзывы про медный радиатор были только положительными, поэтому я решил поставить себе такой и приступил к поиску радиатора. Однако, найти это медное чудо мне не удалось. Вместо него мне все время попадались вот такие радиаторы, у которых высота превышает допустимую более, чем на сантиметр. Кстати, цена такого медного радиатора - около 2 тыс.р.

Высокий радиатор от Газели

Высокий радиатор от Газели

Так и не найдя медный радиатор подходящего размера, я купил за 650 р. газелевский радиатор из пластика и алюминия и поставил его на калину. Процесс установки подробно описывать не стану, т.к. этот путь развития оказался тупиковым. Приведу только фото для сравнения размеров:

Радиаторы печки от Калины и от Газели

Обратите внимание: газелевский радиатор печки (на фото справа) на сантиметр меньше по ширине, а штуцера у него тонкие – всего 16 мм, в то время, как у калиновского – 18 и 20 мм. Кроме того, штуцера показались мне слишком длинными, поэтому я их укоротил. Как оказалось, делать этого было нельзя.

Шланги от двигателя к радиатору я использовал цельные по 1,5 метра, чтобы не создавать лишнего сопротивления. Штуцера на двигателе имеют диаметр 20 мм. Надеть на них 18-й шланг мне не удалось, поэтому я использовал армированный шланг диаметром 20 мм.

И вот, через неделю после установки газелевского радиатора, из-под шлангов на радиаторе печки начал капать антифриз. Подтянув хомуты, я обнаружил, что течь только усиливается. Тогда я снял шланги и понял, что эти штуцера настолько хлипкие, что под натиском хомутов просто сложились внутрь.

Пришлось купить еще один газелевский радиатор, но на этот раз с более мощными штуцерами диаметром 18 мм. Странно, но этот радиатор обошелся дешевле – всего 600 р.

Радиатор печки от Газели

Второй экземпляр выглядел серьезнее, вид у него был надежный, добротный, на коробке красовалась надпись «сделано в германии», но по ширине он также уступал калиновскому около сантиметра. Летом я напрасно не придал этому значения, но с приходом зимы стало ясно: плотность посадки радиатора играет ключевую роль в эффективности работы печки.

Ширина радиатора печки от Газели

Устанавливая второй радиатор от газели, я не стал обрезать штуцера, надел на них шланги, идущие к двигателю (два армированных шланга диаметром 20 мм, длинной 1,5) и закрепил каждый шланг двумя хомутами. Впоследствии, за полгода эксплуатации никаких протечек здесь не возникло:

Крепление двумя хомутами

Итак, со вторым радиатором я проездил с июня по декабрь, а с наступлением морозов понял, что печка у меня практически не греет. Теперь я понимаю, что плохо уплотнил радиатор печки, поэтому холодный воздух под давлением от вентилятора, вместо того, чтобы проходить через пластины радиатора, устремлялся мимо, в зазор образованный по причине недостаточной ширины радиатора.

Кроме того, при установке радиатора печки от газели я недостаточно уплотнил радиатор поролоном. Взгляните, как у меня был уплотнен радиатор печки от газели. Это пример, как делать не надо, а как надо уплотнять радиатор печки, Вы увидите чуть позже.

Неправильно уплотнение радиатора печки

Что если перевернуть штатный радиатор?

Итак, друзья, с приходом холодов я заметил, что печка греет слабовато, а при температуре за бортом -10°С окна оттаивали только минут через 30-40 интенсивного движения. Ездить так было нельзя, и в очередную оттепель я решил затеять третью (надеюсь последнюю) замену радиатора печки.

К этому времени у меня пришло понимание, что хватит экспериментов и ставить все таки надо родной радиатор печки от Калины, идеально подходящий по размерам и форме. Причем перед установкой его надо тщательно уплотнить поролоном, чтобы воздух от вентилятора проходил через пластины радиатора, а не мимо него.

В тот момент я пока не знал, как буду ставить штатный радиатор, но выпиливать воздуховоды или разбирать торпедо я по-прежнему не собирался. Мне казалось, что должен быть какой-то более простой и логичный способ установки штатного радиатора. Заранее купив новые патрубки и радиатор печки от Калины (650 р.), я снял установленный радиатор от газели и попытался поставить штатный радиатор на его место. Как и следовало ожидать, штуцера уперлись в перегородку моторного отсека, поэтому штатный радиатор не удалось задвинуть в нишу даже на половину его длины.

Штатный радиатор

После демонтажа радиатора от газели я стал думать, как поставить штатный радиатор, ничего при этом не ломая. Покрутил, повертел радиатор, поставил его так и эдак, и вдруг мне в голову пришла идея: а что если перевернуть радиатор отопителя штуцерами не к мотору, а в сторону водителя?

Реверс радиатора печки Калина

Идея была хоть и смелой, но жизнеспособной, поэтому часа через 4 из дефлекторов отопительной системы уже дул горячий воздух. Теперь, давайте рассмотрим от начала и до конца весь процесс замены печки на Калине методом реверса радиатора. Начнем с составления списка всего, что нам понадобится.

Инструменты и материалы для ремонта печки Калина

Обязательно:

  • Две отвертки: крестовая и плоская (для откручивания хомутов)
  • Ключ-трещотка
  • Головки на 7 и 8 (для откручивания хомутов)
  • Головки на 10, 13
  • Длинная головка на 10 (длиной 5 см)
  • Ключи на 10, 13
  • Длинные клещи или плокогубцы (чтобы выломать штуцера старого радиатора)
  • Пилка по металлу (аккуратно отпилить штуцера нового радиатора)
  • Острый нож (для нарезки поролона)
  • Штатный радиатор печки Калина 11183
  • 3 метра армированного шланга, внутренним диаметром 20 мм
  • Два уголка из трубок (D=18-20 мм, размером 50х50 мм)
  • Поролон толщиной 5 и 15 мм

Желательно:

  • Освещение: лампа-переноска или фонарь
  • Кусок шланга для слива ОЖ + трубка-переходник
  • Тонкогубцы (для откручивания труднодоступных хомутов)

Обращаю ваше внимание, уважаемые читатели, что для ремонта совершенно необходимы два трубчатых уголка диаметром 18-20 мм (по диаметру шланга) размером 50х50 мм, которые будут поворачивать поток жидкости от штуцеров вверх (на фото они справа):

Перевернутый радиатор печки Калина

Можно попробовать обойтись без этих уголков, но в таком случае шланги будут сильно перегибаться и возможно, антифриз не сможет свободно циркулировать по ним. Кроме того, в местах изломов неизбежно повышается нагрузка, поэтому возрастает риск протечек, которые в салоне автомобиля крайне нежелательны.

Уголки я купил по 50 р. в магазине запчастей для ГАЗ. Заодно прихватил пригоршню хомутов подходящего размера

Уголки

Замена печки на Калине методом реверса радиатора

Итак, начнем. Ставим машину так, чтобы слева можно было открыть водительскую дверь и выполнять работы в районе педального узла. Открываем капот, снимаем воздушный фильтр и воздуховод.

Внимание!

Внимание!

Отверстия в воздушном фильтре и в дросселе рекомендуется заткнуть чистой тканью, чтобы за время работы внутрь не попала пыль, грязь и посторонние предметы, способные в дальнейшем повредить двигатель.

Мотор Калины

Снимаем аккумулятор и площадку под ним (ключи на 10, на 13, ключ-трещетка с головкой на 13).

Площадка под АКБ Калина

Для полного снятия площадки, откручиваем головкой на 10 труднодоступную гайку, которая крепит к площадке два трубопровода. Эти шланги приходится откручивать каждый раз при снятии площадки под АКБ, поэтому я их соединил вместе и к площадке больше не прикручиваю, ибо они и так никуда не денутся

Шланги под прощадкой АКБ

Дальше нам надо слить антифриз, но сделать это можно, как минимум, двумя способами.

Как слить тосол на Калине?

Внимание!

Внимание!

Работы с охлаждающей жидкостью выполняйте только на остывшем двигателе, иначе есть риск получения ожогов. При работающем двигателе тосол в системе находится под давлением, поэтому не снимайте патрубки и не открывайте крышку бачка ОЖ, пока не заглушите двигатель.

Слить тосол можно двумя способами:

  • 1) Можно открутить сливную пробку в нижней правой части радиатора охлаждения двигателя и открыть пробку расширительного бачка. Если будете сливать классическим методом, то рекомендую Вам штатную пробку радиатора заменить на вот такую тюнинг-версию, которая продается в магазине за 15 р. Шлицы под отвертку на штатной пробке (на фото - слева) быстро разбиваются, искать ее приходится на ощупь – она не выступает из радиатора, а тюнинговая пробка (на фото - справа) хорошо заметна и легко откручивается от руки. Всем калиноводам рекомендую поставить такую пробку!

Пробка риадатора Лада Калина

  • 2) Второй метод слива антифриза заключается в том, чтобы слить лишь ту часть тосола, которая находится в радиаторе печки (1-2 литра). При этом вся слитая ОЖ будет собрана в канистру и ни капли не прольется, а остальная жидкость останется на своих местах в системе.

Методика следующая: снимаем шланг с подогрева дроссельного узла:

Шланг подогрева дроссельного узла

Из этого шланга будет сливаться ОЖ, поэтому его надо нарастить другим шлангом, а свободный конец положить в канистру, где будет собираться слитый тосол. В качестве переходника я использую высокую головку на 10, благо в ней есть сквозное отверстие, и, по сути, она является трубкой.

Слив тосола

Далее, зажимаем пальцем штуцер подогрева дроссельного узла (с которого снят шланг) и дуем в расширительный бачок. Давление в системе возрастает и антифриз устремляется по шлангу прямо в канистру. Когда из шланга пойдет воздух, значит основная часть тосола из печки уже вышла.

Дуть в расширительный бачок – занятие на любителя, поэтому кто-то предпочтет слить ОЖ через пробку радиатора, но я для себя сделал простейшее преспособление, позволяющее накачивать воздух в систему с помощью компрессора. Разобрав старую пробку от расширительного бачка, я просверлил в ней отверстие и вставил изнутри сосок от автомобильной камеры:

Доработка пробки бачка

Теперь накачиваем бачек насосом или компрессором и ОЖ сливается сама.

Доработанная пробка бачка

Демонтаж старого радиатора печки Лада Калина

Итак, когда тосол слит, снимаем с верхнего и нижнего штуцеров двигателя патрубки, питающие печку.

Снимаем патрубки

Диаметры нижнего и верхнего патрубков со стороны двигателя составляют 20 мм.

Диаметры патрубков на двигателе

Диаметр обоих штуцеров без учета бортиков – также 20 мм.

Диаметр штуцеров на двигателе

Если обратить внимание на выступающие на штуцерах бортики, то становится ясно, почему на них очень трудно надеть армированный шланг диаметром 18 мм. Во всяком случае, мне это сделать не удалось. А вот 20-й шланг подходил идеально, поэтому я рекомендую Вам использовать именно шланг диаметром 20 мм.

Забегая вперед скажу, что армированный шланг я купил в обычном хозяйственном магазине по цене 60 р/метр. Два куска по 1,5 метра хватит с запасом даже для установки радиатора печки от Газели, а для установки перевернутого штатного радиатора будет достаточно и 1 метра в каждом направлении. Лучше покупайте шланг диаметром 20 мм (на фото он справа), т.к. его легче надеть на штуцера со стороны двигателя.

Диаметры шлангов

У меня 20-й шланг был установлен с радиатором от Газели, но при замене на штатный радиатор, эти шланги отправились в утиль, а их место занял шланг диаметром 18 мм (т.к. был в запасе). Однако, чтобы соединить его с двигателем, я делал переходники, но об этом чуть ниже.

Дальше нам надо добраться до штуцеров радиатора отопителя и снять с них старые патрубки. Сделать это непросто – штуцера находятся в труднодоступном месте, поэтому я открутил от рулевой рейки левую тягу (на фото она лежит поверх рулевой рейки), хотя, возможно, Вы обойдетесь и без этой операции. Хомуты на штуцерах сильно окислились, да и для работы ключом там просто нет места, поэтому отвернуть хомуты мне удалось лишь длинными тонкогубцами:

Штуцера радиатора печки

Когда шланги сняты, откручиваем гайку, которая находится на длинной шпильке, слева от штуцеров радиатора печки:

Откручиваем гайку

Забегая вперед, скажу, что эта шпилька крепит к моторному щиту стальную пластину, на которой приклеена резиновая прокладка, обеспечивающая герметичность салона. Вот ее фото со стороны педалей:

Металлическая пластина

Хомут нижнего партрубка откручивается проще:

Нижний патрубок радиатора

Патрубки сняты. Верхний шланг – длиннее (на фото он внизу)

Старые патрубки радиатора печки Калина

Теперь перемещаемся в салон и откручиваем три винта, фиксирующие крышку радиатора печки, а также блестящую стальную пластину:

Откручиваем винты

Далее, снимаем педаль газа с кронштейна. Можно ее отсоединить от тросика газа, но я этого делать не стал – просто убрал ее в сторону.

Педаль газа Калина

Заодно сразу выдвинем на себя педаль тормоза – это обеспечит нам достаточно места, чтобы вынуть радиатор из его ниши. Разобрать педаль тормоза надо, если Вы предпочтете легко достать старый радиатор, не распиливая его ножовкой по металлу, как это делают здесь. Для этого, снимаем стопорную пластину и вынимаем шплинт, которым педаль крепится к штоку:

Педаль тормоза Калина

Далее надо снять датчик нажатия тормоза. Отсоединяем от датчика две клеммы, ослабляем пластиковую гайку на 19 и выкручиваем датчик из его резьбы.

Датчик нажатия тормоза Калина

Подсказка: если отметите маркером место на резьбе, где находилась гайка, то при сборке настройка стоп-сигнала займет у Вас гораздо меньше времени.

Резьба датчика нажатия тормоза Калина

Когда педаль отсоединена, и датчик стопа снят, педаль свободно двигается в продольном направлении. Выводим педаль назад (на себя) и влево. Этому будет препятствовать упор на педали, в который раньше упирался демонтированный датчик. Упор может даже слегка отогнуться – это не страшно (при сборке мы вернем его в исходное положение), главное сейчас вывести педаль на себя.

Упор педали тормоза

Дальше поднимаем шумку и головкой на 10 откручиваем три болта крепления кронштейна педали газа к кузову.

Кронштейн педали газа

Кронштейн снимаем, лишнюю шумку отворачиваем в сторону и Вы можете попробовать вынуть радиатор печки из его гнезда. Если Вам это удастся, значит вся эта статья написана зря, ведь таким же образом можно поставить на место новый радиатор )). Если же чуда не случилось, и вытащить радиатор Вам помешали штуцера, торчащие в моторный отсек, то берете какие-нибудь клещи и смело перекусывайте штуцера под основание. Постарайтесь не повредить уплотнитель, прикрепленный к стальной пластине – он нам еще пригодится.

Удаление штуцеров радиатора печки Калина

Когда внешняя часть штуцеров будет отломана – снимите со штуцеров стальную пластину с уплотнителем. Если штуцера все еще мешают – отломайте их под основание.

Штуцера старого радиатора печки

Далее, легким движением вынимаем старый радиатор из его посадочного места. Теперь можно приступать к установке нового. Если будете пробовать поставить радиатор как есть, постарайтесь не замять его края – алюминиевые пластины очень тонкие, их легко повредить.

Место установки радиатора печки Калина

Установка перевернутого радиатора печки на Калину

Итак, рассмотрим, как ставить радиатор в перевернутом виде – патрубками не к мотору, а к водителю:

Реверс радиатора печки Калина

Если штуцера не обрезать, то места для посадки шлангов остается совсем мало. Теоретически можно сначала надеть шланги, и ставить радиатор уже в сборе со шлангами, но я пошел по другому пути. У меня были два трубчатых уголка, я подключил их к шлангам, затем установил радиатор и в конце подключил уголки к радиатору. Штуцера на радиаторе я обрезал до минимума, оставив 30 и 50 мм.

Обрезка штуцеров радиатора печки Калина

Длина 30 мм была выбрана исходя из того, что она позволит, при необходимости установить на верхний штуцер второй хомут. Добавив еще 20 мм (диаметр шланга), я получил длину нижнего штуцера50 мм.

Теперь я проверил - тосол не подтекает, поэтому второй хомут на каждом штуцере не нужен. Для установки одного хомута можно уменьшить длину штуцеров еще на 15 мм, поэтому, рекомендую Вам, дорогие читатели, в целях экономии места, ограничить длину штуцеров размерами 15 и 35 мм.

После установки уголков на радиатор, у меня получилась примерно такая конструкция.

55555

Установив радиатор печки в посадочное гнездо, я понял, что по длине эти уголки помещаются впритык. Поэтому еще раз рекомендую Вам сделать штуцера на 10-15 мм короче.

Затем я оставил хомуты на своих местах, а уголки снял для упрощения монтажа. Вспоминая неудачный опыт установки газелевского радиатора, я решил хорошенько уплотнить радиатор и обклеил его поролоном по следующей схеме.

Уплотнение радиатора печки Калина

Вся дальняя стенка заклеена поролоном толщиной 15 мм, плюс со стороны штуцеров приклеены две полоски квадратного сечения 15х15, сверху и снизу. Благодаря этим двум полосам, из под радиатора вообще не дует, ни сверху (холодный воздух), ни снизу (теплый). Поэтому рекомендую Вам, уважаемые читатели, поступить аналогично, ведь благодаря правильному уплотнению поток от вентилятора будет проходить именно через радиатор печки, а значит, он будет лучше нагреваться.

Уплотнение радиатора печки Калина

Справа и слева толстый поролон я клеить не стал, чтобы он не ободрался при монтаже. Мне показалось, что там будет достаточно поролона толщиной 5 мм, и надо сказать, заходил радиатор в свою нишу довольно туго.

Когда радиатор обклеен поролоном, оставляем его хорошенько подсохнуть, а в это время установим на свои места шланги. Металлическую пластину мне пришлось доработать. Изначально она выглядела так:

Доработка металлической пластины

Выступающую стенку пришлось отломать, так как она не позволяла установить одновременно радиатор и шланги. После доработки деталь приобрела следующий вид:

Доработка металлической пластины

Дальше вставляем шланги в уплотнительную резинку. Шланги, особенно диаметром 20 мм, будут сидеть в резинке довольно туго, поэтому вставить их в резинку следует до того, как пластина с резинкой будут установлены на кузов.

Монтаж шлангов

Устанавливаем металлическую пластину и уплотнитель на их место. Следует подчеркнуть, что наличие штатного уплотнителя положительно влияет на герметичность салона и шумоизоляцию, поэтому его желательно сохранить.

Шланги в салоне

Глубокой головкой на 10, не забывая установить шайбу, притягиваем пластину к моторному щиту:

Прикручиваем гайку

Когда пластина с резинкой прикручена, протолкните шланги из салона в моторный отсек и наденьте их на штуцера двигателя. С этим у Вас проблем быть не должно, т.к. вы будете использовать шланг диаметром 20 мм, а вот мне пришлось сделать из подручных средств переходники с 18-го шланга на 20-й.

Переходники

Часть переходников со стороны двигателя я сделал из штатного патрубка от печки Калины, диаметром 20 мм, который планировал использовать и поэтому купил в магазине, вместе с радиатором:

Штатные патрубки радиатора печки Калина

В качестве переходников я использовал трубки диаметром 18-20 мм, которые давным-давно купил в магазине автозапчастей ГАЗ.

Материал переходников

Теперь, когда шланги были смонтированы на свои места, я выполнил установку радиатора печки в нишу, в сборе с уплотнителями:

Установка радиатора печки Калина

После этого, вставляем уголки в шланги, затягиваем хомуты, а лишнюю часть шлангов убираем вверх, за вентиляционный короб.

Подключение радиатора печки Калина

И последним шагом соединяем уголки с радиатором. Не знаю, влияет ли это, но я подключил нижний шланг с двигателя к нижнему штуцеру радиатора, а верхний – к верхнему.

Радиатор печки подключен

Дальше я все собрал, и у меня получилась вот такая чудная картина.

Перевернутый радиатор печки Калина

Было бы не плохо еще прикрутить радиатор к вентиляционному коробу тремя винтами, которые для этого предназначены, но я этого пока не сделал, т.к. радиатор и без того сидит очень плотно, из-под него нигде не дует, да и возиться с креплением, пока зима, особого желания нет )).

Справа остались следы установки печки от газели – отверстия, сделанные паяльником. Поролон плотно их закрыл, но летом я планирую заклеить их эпоксидной смолой, таким образом, герметичность будет восстановлена в полном объеме. Сейчас точно знаю, что с печкой от Газели запаривался напрасно. Надо ставить штатный радиатор печки от Калины, и точка!

Отверстия для штуцеров

Теперь перечислим в обратной последовательности все, что надо вернуть на свои места.

Сборка

Возвращаем на свое место педаль тормоза. Сделать это будет мешать упор, так вот его надо вывести в сторону и это позволит вернуть педаль на ее законное место. Если упор отогнулся вперед, то после возвращения педали на ее место, выпрямите упор с помощью плоскогубцев.

Возвращаем упор на место

Соединив педаль со штоком, не забудьте установить стопорную пластину.

Стопорная пластина педали тормоза

Также не забудьте поставить, подключить и обязательно настроить датчик нажатия педали тормоза:

Настройка датчика нажатия педали тормоза

Внимание!

Внимание!

Не забудьте подключить и настроить датчик нажатия педали тормоза. Стоп-сигналы должны загораться уже при слабом нажатии на педаль.

Также, устанавливаем на место кронштейн педали газа и на него саму педаль, которую обязательно фиксируем на кронштейне стопорной пластиной.

Сборка кронштейна педали газа

Пожалуй, в салоне все, теперь переходим в моторный отсек. Не забудьте вернуть на место рулевую тягу и прикрутить на место тепловую защиту (если Вы ее откручивали):

Установка рулевой тяги

Ставим на место воздушный фильтр, воздуховод, затем площадку под АКБ и сам аккумулятор.

Итак, все собрано, осталось залить антифриз и выгнать воздушную пробку из печки. Прежде, чем заливать тосол, убедитесь что все шланги надеты на свои места и все хомуты на них затянуты, включая шланг подогрева дроссельного узла.

Шланг подогрева дроссельного узла

Признаться, залив антифриз и проверив систему охлаждения, я по началу, был немного удручен, тем, что печка снова не греет. В отчаянии я прибавил газу и заметил, что на высоких оборотах воздух из печки идет гораздо горячее. Тогда до меня дошло: в системе воздушная пробка. Воздух скапливается в высшей точке (у меня это в шлангах) и не дает тосолу нормально циркулировать через печку.

Воздух из системы я выгонял так же, как делаю это уже лет 7. Достаточно просто поездить на высоких оборотах (3-4 тыс.об) и поток тосола сам разобьет воздушную пробку на пузырьки, а затем вынесет их в расширительный бачек. Следите за уровнем тосола и убедитесь, что пробка расширительного бачка хорошо запускает воздух внутрь, и тогда воздушная пробка Вам не страшна.

Вот, пожалуй, и все, уважаемые читатели! Искренне надеюсь, что эта статья поможет Вам заменить радиатор печки и у Вас больше не будет проблем с этим агрегатом. Желаю, чтобы в Вашей машине печка работала отлично, никогда не подтекала, и пусть, даже в сильный мороз, в Вашем авто будет тепло и уютно!

Штатный радиатор по реверсивной схеме поставил 5 декабря 2015. Езжу с ним почти месяц, на носу Новый год, печкой пока очень доволен ))

PS декабрь 2016
С радиатором печки, установленным по реверсивной схеме я проездил до мая 2016 года, а затем Калина была начищена до блеска и перешла во владение второго хозяина. За эти полгода никаких проблем с радиатором печки мной выявлено не было, но подводя итог накопленного опыта "борьбы" с радиатором печки, я предположу, что в следующий раз я поставил бы радиатор по обычной схеме.
Но как это сделать, не снимая панель? - спросите вы. А вот как:
Одни хороший человек подсказал мне, что радиатор печки Калины можно установить патрубками вперед, немного обрезав штуцера и надев на них удлинненные шланги от ВАЗ-2108, просунутые из моторного отсека. Затягивать хомуты на штуцерах придется не в моторном отсеке, а в салоне, и здесь придется повозиться. Этот способ подсказал мне грамотный спец в одном хорошем автосервисе, за что выражаю ему благодарность от всего сообщества калиноводов.

Уважаемые читатели! Если у Вас тоже есть удачный опыт замены радиатора печки без разборки панели - расскажите об этом в комментариях.

Оставьте комментарий

Войти через 

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт