Вторым по «популярности» автомобилем (после "классики"), у нас, безусловно, является семейство Lada Samara, которое состоит из 6 моделей:

  • ВАЗ-2108
  • ВАЗ-2109
  • ВАЗ-21099
  • ВАЗ-2113
  • ВАЗ-2114
  • ВАЗ-2115

Эти машины – одни из самых доступных широким слоям населения в нашей стране, поэтому они еще долго будет пользоваться спросом. Сегодня я расскажу вам, что это за машины, какие у них плюсы и минусы и стоит ли их покупать.

Дорестайл Lada Samara

Итак, ВАЗ Лада Самара – это машины субкомактного класса B. По ширине и колесной базе, они побольше «классики», но меньше «Лады Приоры».

За характерный профиль передней части, дорестайловые «Самары» в народе прозвали «зубилами». Также они известны, как «девятое семейство» и «переднеприводные ВАЗы». По сути, все они – это варианты кузова, одной и той же модели – давайте их сейчас рассмотрим.

Лада 2108

3-дверный хэтчбэк ВАЗ-2108 (в народе просто «восьмерка») – увидел свет первым, и выпускался в Тольятти с 1984 по 2002 год.

3-дверка не отличается практичностью – это точно НЕ семейный автомобиль, а скорее спортивный и молодежный. Поскольку ее внешний вид и дешевизна к этому располагают, «восьмерка» часто становится жертвой для тюнинга и машиной для гонок.

Лада 2109

К 1987 году АвтоВАЗ напрягся и выпустил более практичную 5-дверную версию, которая получила индекс ВАЗ-2109, а в народе ее называют просто «девятка».

«Девяточка» позволяет удобно передвигаться впятером, поэтому она стала еще популярнее «восьмерки». Кроме боковых дверей и отделки салона, 5-дверка ничем не отличается от 3-дверки – багажник объемом 330л, а также дверь багажника на обоих версиях полностью одинаковые. Именно на "девятке" ВАЗ-21093i, в 1994 году, появился первый инжекторный двигатель АвтоВАЗа - 1.5л 77лс (модель 2111).

Выпуск Лады 2109 в Тольятти продолжался с 1987 по 2006 год. После этого, еще до 2011 года сборка «девятки» из поставляемых ВАЗом машинокомплектов велась на заводе ЗАЗ в Украине.

Лада 21099

Тем временем, к 1990 году на АвтоВАЗе созрела и Lada Samara в кузове седан, которую нарекли номером ВАЗ-21099, а в народе прозвали «девяносто девятая» или просто «99». Этот седан собирали в Тольятти до 2004 года, а дальше сборка машино-комплектов выполнялась на украинском ЗАЗе, до 2011 года.

Само собой, «99-ка» получила все преимущества седана

  • заднее стекло здесь всегда чистое
  • при открытом багажнике, задним пассажирам не дует
  • объем багажника вырос до 400л

В то же время, седан прибавил +20см в длину, а удобство погрузки, в сравнении с хэтчбэками, здесь немного снизилось.

Выбирая дорестйловую «Самару», надо знать, что изначально, «восьмерка» и «девятка», выпускались с «коротким крылом» и пластиковой мордой, а также с «низкой панелью» в салоне.

В 1990 году, седан ВАЗ-21099 сразу вышел в новом дизайне – с «длинным крылом» и «высокой панелью», а вскоре, эти изменения получили и хэтчбэки. «Низкая панель» - считается лучше, потому что зимой она теплее, печка в ней работает лучше, плюс она не так досаждает скрипами и дребезжанием. С «высокой панелью», печка работает не так эффективно, поэтому в салоне зимой холоднее. Кроме того, «высокая панель» очень сильно скрипит, поэтому многие меняют ее на «низкую» или даже на «европанель» - от рестайлинговой «пятнашки», о которой я расскажу ниже.

Моторы Дорестайла

На дорестайловые «зубилы» ставилось 5 двигателей

  • 1.1л 54лс карб (модель ВАЗ-21081)
  • 1.3л 64лс карб (модель ВАЗ-2108)
  • 1.5л 69лс карб (модель ВАЗ-21083)
  • 1.5л 77лс инж (модель ВАЗ-2111)
  • 1.6л 81лс инж (модель ВАЗ-21114/11183)

Родоначальником всего моторного семейства стал двигатель 1.3л (модель ВАЗ-2108), остальные – это его потомки, поэтому все они похожи. У них крепкий, ремонто-пригодный чугунный блок цилиндров, одновальная алюминиевая ГБЦ на 8 клапанов, без гидрокоменсаторов. Регулировка зазоров клапанов на всех моторах «Самары» по регламенту выполняется через каждые 45 ткм пробега. Регламент замены ремня ГРМ – каждые 75 тысяч, но желательно менять ремешок почаще, особенно на моторах 1.1л и 1.3л, где обрыв ремня ведет к последствиям.

Можно сказать, все моторы «Самары» получились удачными, у них нет явных конструктивных просчетов, они достаточно ресурсные и долговечные. И все-таки у версий 1.1л и 1.3л есть свои нюансы, поэтому, скажу так, друзья: если покупаете «Самару» – лучше берите с моторами 1.5 или 1.6, сейчас объясню почему.

Дело в том, что двигатель 1.3л 64лс (модель ВАЗ-2108) и его производные 1.1л (модель ВАЗ-21081) и 1.5л (модель ВАЗ-21083) были первыми вазовским моторами на ременном приводе ГРМ. По сути, ВАЗ обкатывал на них технологию ременного привода, поэтому ремень здесь не очень долговечен и зачастую рвется раньше срока.

При этом, на моторах 1.3л и 1.1л обрыв ремня ведет к «армагедону» - ГНЕТ клапана, с последующим дорогим ремонтом. И только, начиная с версии 1.5л 69лс (модель ВАЗ-21083) конструкторы на ВАЗе сделали выемки на поршнях, благодаря которым, обрыв ремня мотору больше не страшен.

Двигатель 1.5 69лс (модель ВАЗ-21083)
Двигатель 1.5 69лс (модель ВАЗ-21083)

Из трех первых моторов «Самары», двигатель 1.5 – самый тяговитый, а версии 1.1 и 1.3 заметно слабее, но не дают весомой экономии топлива. Поэтому, смысла, покупать «зубило» с моторами 1.1 и 1.3 я не вижу.

Карбюратор

Важно также, что первые три мотора Лады Самары были карбюраторными. То есть, покупая машину с таким двиглом, следует понимать, что вам придется регулярно заниматься их обслуживанием. Карбюратор «Солекс» на «зубилах» довольно чувствительный к загрязнению, его приходится время от времени чистить, а иногда ремонтировать и настраивать. Если заниматься этим вы не планируете – покупайте машину с инжекторным мотором, о которых речь пойдет ниже.

Кроме того, нельзя забывать, что ресурс любого «вазовского» мотора с карбюратором, существенно ниже, чем с инжектором, по причиние плохой герметичности фильтрующего элемента. Слабое уплотнение в круглом металлическом корпусе воздушного фильтра, пропускает больше пыли, она попадает в цилиндры и мотор изнашивается быстрее, буквально за 150, максимум 200 тысяч км.

Двигатель 1.5 77лс (модель ВАЗ-2111)

Первый инжекторный двигатель 1.5 77лс (модель ВАЗ-2111) на «Самары» начали ставить с 1994 года. Этот агрегат удался на славу – он поднял надежность и долговечность «девятого семейства» на новую высоту. Круто, что у него тоже есть выемки на поршнях и при обрыве ремня он НЕ гнет клапана.

Двигатель 1.6 81лс (модель ВАЗ-21114/11183)

Следующий инжекторный мотор 1.6 81лс (модель 21114/11183) ставили на «Самары» с 2007 года. К тому времени производство дорестайлинговых «зубил» в Тольятти уже было свернуто, но до 2011 года их еще собирали на украинском заводе ЗАЗ. Таким образом, этот двигатель можно встретить на дорестайловых «Самарах» украинской сборки. Этот мотор, тоже довольно удачный, с хорошим ресурсом, еще более тяговитый на низах, а при обрыве ремня ГРМ, клапана он тоже НЕ гнет.

Есть два важных момента по обслуживанию моторов «зубил». Во-первых, все движки здесь имеют ремень в приводе ГРМ, который, по регламенту, нужно менять через 75 тысяч км.пробега. На деле же, ремни НЕ всегда выхаживают свою норму, поэтому лучше перестраховаться и менять ремень уже через 30-40 тысяч. Это особенно важно на младших моторах 1.1л и 1.3л, потому что при обрыве ремня они гнут клапана и выходят из строя.

Второе – это регулировка клапанных зазоров в механизме ГРМ. Настройка здесь выполняется стальными шайбами и делать ее, по регламенту, предписано через каждые 45 ткм. Это не так строго, как с ремнем ГРМ, внезапно двигатель не умрет, но чтобы клапана не прогорели, нужно все-таки, раз в 40-50 тысяч измерять зазоры, и если какой-то клапан зажат – регулировать его.

С младшими моторами 1.1 и 1.3л ставили 4-ступенчатую КПП, а начиная с 1.5 – только 5-ступки. Несмотря на то, что коробки «Лады Самары» были первыми «вазовскими» переднеприводными трансмиссиями, называть их неудачными – нельзя. Они достаточно выносливы и долговечны, но от больших пробегов и недостатка смазки, они все-таки умирают.

Первым, чаще всего, выходит из строя синхронизатор 2-й передачи, затем возникают проблемы с задней и 5-й передачей, а в худшем случае передачи будут хрустесть при включении и даже вылетать. Поэтому во время тест-драйва, проверяйте коробку внимательно. Основной причиной износа здесь является течь масла через сальники, а в результате – масляное голодание. Покупая старую машину, обязательно, осматривайте ее снизу на предмет масляных пятен.

Первая переднеприводная подвеска, получилась у инженеров ВАЗа сбалансированной и прочной. Она высокая, энергоемкая, хорошо переносит наши дороги, но при этом устойчива на скорости, хотя и довольно валкая в поворотах. Спереди подвеска здесь – независимая, стойки МакФерсона, сзади – полузавимая, скручиваемая балка. Простенькие тормоза со своей задачей справляются: спереди – дисковые, сзади – барабаны. Дорожного просвета в 16см «Самарам» тоже хватает в большинстве ситуаций.

Кузов на «зубилах», по сравнению с «Жигулями», стал лучше, но о какой-то безопасности в нем, все равно говорить не приходится. В плане стойкости к коррозии, кузов на «Самарах» мало отличаются от «классики» - стоит только оставить его без внимания и он за несколько зим проржавеет до дыр.

Салон «девятого семейства» тоже НЕ сильно комфортнее «Жигулей». Хоть места спереди и прибавилось, но кресла здесь не очень удобные и для дальних поездок не располагают.

Рестайлинг Lada Samara

В конце 90-х, начале 0-х, АвтоВАЗ провел обновление семейства «Lada Samara». Все три варианта кузова получили новый облик, с более плавными линиями, и более современный интерьер. При этом внутри кузов остался прежним, колесная база и ширина – не изменились. Появление обновленных моделей происходило в обратном порядке – первым выкатили рестайлинговый седан.

Лада 2115

Обновленную 4-дверку под индексом ВАЗ-2115 (в народе просто «пятнашка»), запустили в серию с 1997 года и делали до 2013. Интересно, что с 1997 по 2004 в Тольятти строили одновременно обе версии: старые «99-ки» и новые «15-ки».

Внешность седана изменилась больше, чем на других кузовах. Сзади, прежняя «99» в «15-ке» абсолютно не угадывается. Морда, тоже изменилась, фары стали более узкими, а на боках появились широкие накладки.

Lada Samara

В салоне теперь новая передняя панель, которую в народе прозвали «европанелью». Она уже не такая скрипучая, как «высокая панель» доресталинговых «зубил», да и проблем с печкой здесь тоже нет. Вместе с панелью изменилась обивка дверей и сидений, которые впрочем остались такими же неудоными.

Кондиционера и усилителя руля рестайлинг так и НЕ принес, но появились другие базовые атрибуты комфорта: рулевая колонка с регулировкой по углу наклона, электро-стеклоподъемники, а в люкс-комплектации – подогрев передних сидений.

Лада 2114

«Девятка», после обновления стала «четыркой» - ВАЗ-2114, которую выпускали с 2001 по 2014 год.

5-дверка получила свежий интерьер от «15-ки» с «европанелью», новое оформление прередка и пластиковый обвес. На двери багажника появился небольшой спойлер и на этом изменения задней части автомобиля закончились.

Лада 2113

Последней, в 2004 году, обновили 3-дверку, на смену «восмерке» пришла новая модель ВАЗ-2113 или «тринашка». Ее выпуск продолжался до 2013 года.

Подобно «четырке», «тринадцатая» получила обновленный интерьер, новые опции, изменения по передней части и пластиковый обвес. Задняя часть осталась практически без изменений.

Моторы Рестайлинга

Какие движки ставились на «Самару 2»

  • 1.5л 69лс карб (модель ВАЗ-21083)
  • 1.5л 77лс инж (модель ВАЗ-2111)
  • 1.6л 81лс инж (моделей 21114/11183)
  • 1.6л 89лс инж 16-клап от «десятки» (модель 21124)
  • 1.6л 98лс инж 16-клап от «Приоры» (модель 21126)

После рестайлинга, все стало проще: слабые и «втыковые» моторы 1.1 и 1.3л на «Самару» больше не ставились. Но, как видите, помимо трех основных движков, про которые я рассказал вам выше, на «рестайлинге» появились еще два мощных 16-клапанных агрегата.

На самом деле, моторы от «десятки» и «приоры» ставили сюда НЕ на конвейере. Это доработка, которую делало дочернее предприятие АвтоВАЗа - ЗАО «Супер-авто», своего рода, официальное тюнинг-ателье волжского автозавода. Само собой, эти мощные моторы ставились сюда на законных основаниях, и проблем с регистрацией у них нет.

Но, выбирая «Самару» с таким мотором, у вас есть все шансы нарваться на «самопал». Дело в том, что многие автолюбители, в погоне за мощностью, самостоятельно меняют свой 8-клап на «шестнарь» от «десятки» или «Приоры». На самом деле, такая замена требует легализации, но это лишний гемор, которым никто никогда не занимается. Кроме того, мощные модификации должны быть оснащены 14-дюймовыми колесами и увеличенными тормозными дисками. Так что, покупая «Ладу Самару» с 16-клапанным мотором, во-избежание проблем, проверяйте, что двигатель вписан в документы.

Двигатель от «десятки» - 1.6л 89лс (модель 21124), на мой взгляд является лучшим выбором. Он мощный и оборотистый, но при этом обладает неплохим ресурсом, а при обрыве ремня ГРМ он НЕ гнет клапана.

«Приоровский» мотор – 1.6 98лс (модель 21126) – это версия с облегченной поршневой группой, засчет чего он выдает бОльшую мощность, обеспечивает лучшую динамику, но обладает меньшим ресурсом, а при обрыве ремня – ГНЕТ клапана. При этом, внешне эти моторы ничем НЕ отличаются.

Оба «шеснаря» имеют высокую степень сжатия (10.3 и 11), поэтому, во избежание детонации, бензин ниже 95 сюда лучше не заливать. Регулировать зазоры клапанов здесь не нужно – все 16-клапанные моторы ВАЗа оснащаются гидрокомпенсаторами. Замена ремня ГРМ на 16-клапанных моторах, по регламенту, положена через 200 тысяч км, а на 100 тысячах полагается только его осмотр. Но я советую вам, менять ремешок не позже 100 тысяч, а лучше уже после 80.

По динамике – судите сами: «четырка» с 8-клапанным мотором 1.6 81лс едет до ста, за 13 секунд, а максимально разгоняется до 160 кмч. Топовый «приоровский» 16-клапанный мотор 1.6 98лс разгоняет «Самару» до сотни за 11.2, а максимально развивает 190 кмч. Расход топлива у инжекторных моторов «Самары» примерно одинаковый и, в зависимости от стиля вождения может выходить за десятку или наоборот укладываться в 7-8л. Карбюраторные версии могут быть также экономичны, но только если карбюратор хорошо настроен.

Что касается КПП, то на рестайлинг ставились 5-ступенчатые трансмиссии аналогичные «дорестайлу», но доработанные, поэтому они уже не так сильно текут и ходят намного дольше.

Передний привод на «Самарах» заметно повышает их проходимость, в сравнении с «классикой». По скользкой дороге, привод на передние колеса, тянет намного увереннее, поэтому «Lada Samara» хороший вариант для новичка.

Расходы на Lada Samara

Низкая долговечность и надежность «Самар», компенсируется доступностью расходников и запчастей – магазины с деталями в наличии, есть практически везде. Ну а если посмотреть в интернет-магазинах, то цены просто копеечные (июл 2020):

Поскольку даже самые мощные моторы на «Самарах» укладываются в 100лс, то страховка и налог здесь тоже обходятся вполне бюджетно. Например, ОСАГО в Москве, для опытного безаварийного водителя, с учетом мощности до 100лс стоит в 2020 году 4 348р. А транспортный налог в Москве, на топовый мотор 98лс составляет в 2020 году 1176р.

Что касается цен, то в 2020 году, за 100 тр можно взять отличную «Самару», пусть и не самого последнего года. Варианты вдвое дешевле, будет иметь серьезные недостатки, а машина в отличном состоянии, да еще и свежего года, наоборот – может стоить все 150 и даже 200 тысяч.

Безусловно, у «Лады Самары», в ее размерном, ценовом и возрастном сегменте, есть свои конкуренты, к которым тоже стоит присмотреться:

А в заключение, давайте еще раз перечислим преимущества и недостатки «Лады Самары»

Плюсы

  • Ликвидность на вторичке
  • Энергоемкая и живучая подеска
  • Дорожный просвет и проходимость
  • Быстроходная, экономичная и неплохо держит дорогу
  • Простота ремонта, доступность запчастей

Минусы

  • Кузов стремительно ржавеет
  • Низкое качество сборки и запчастей
  • Скрипучий салон, особенно с «высокой панелью»
  • Слабая шумка
  • Неудобная посадка, низкий уровень комфорта

Эти машины подойдут для небольших поездок, в пределах 50-100 км. Они прекрасно чувствуют себя на шоссе в любую погоду, а «посуху» позволяют ездить и по бездорожью. Это удачный вариант на роль первой машины – многие покупают «Самару» чтобы научиться ездить. Семейные люди, обычно делают ставку на практичность 5-дверки и седана, а молодежь чаще выбирает спортивный и динамичный 3-дверный хэтчбек.

Лично мне, друзья, «Лада Самара» всегда нравилась, и я считаю, что при наличии суммы около 100 тысяч рублей, это один из лучших вариантов.

И вот, кстати, небольшое видео про Самару. Приятного просмотра!

Июль 2020 г.

© Kak-Kupit-Auto.ru

Отзывы и комментарии

  1. Николай

    Ездил на 99 семь лет, брал с завода, после 100 тысяч начала сыпаться, продал. За свои деньги нормальный аппарат

  2. Dimas

    8-клоп 1и6 самое то. Мой проехал уже 250 пока полет нормальый

  3. VVCrown

    Зубило оно и в африке забило что там может нравится это утиль

    1. Александр

      Дядь, каждому свое, но что взять получше за эти деньги?

  4. Алекс

    Лучше ходить пешком, чем позориться на этом дуршлаге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Также, вы можете подписаться без комментирования.